Хлопковое волокно :: Страны СНГ и сопредельные государства :: Консультации

Узбекистан. Всемирный банк: предложения для производителей хлопка

 
2005-09-09.

У многих людей сложилось устойчивое мнение, что рекомендовать, предлагать, советовать всегда легче, чем тянуть воз.

Это что касается проблем локального характера: овчарню починить, кровлю отреставрировать, возвести хозяйственные пристройки. Помню, как однажды работавший в доме плотник попросил меня наглухо закрыть калитку, чтобы никто не мешал ему работать. Ситуация была до смешного странной: я не мог закрыть калитку хотя бы потому, что она еще не висела на петлях, а была прислонена к стене в нескольких метрах от нас.

Недавно журналисты побывали в Представительстве Всемирного банка в Узбекистане, чтобы стать свидетелями презентации нового отчета этой международной финансовой организации под названием 'Налогообложение хлопководства в Узбекистане. Возможности для реформы'. Отчет охватывает период с 2000 по 2004 год, в нем имеется подробный расчет всех явных и скрытых налогов и субсидий в секторе хлопководства. Анализ показал весьма интересную картину в сфере, дающей почти 15 процентов от валового внутреннего продукта и около 25 процентов валютной выручки, значительную часть налоговых поступлений. По мнению автора отчета, специалиста Всемирного банка по сельскому развитию Маурицио Гуадани, 'сверхвысокие налоги и чрезмерно высокие субсидии приводят к искажению цен, снижают выход хлопка, доходы от хлопководства'. Причем, это в конечном счете приводит не только к снижению уровня технологии обработки хлопчатника, но, как подмечено специалистом, 'фермеры не концентрируют усилия на производстве хлопка, используя материально-технические ресурсы для других сельскохозяйственных культур'.

Вкратце рекомендации Всемирного банка сводятся к эквивалентному повышению цен на хлопок и доведению материально-технических ресурсов до мирового уровня, либерализации соответствующих рынков. Тем самым можно, как утверждается в исследовании, увеличить производство хлопка без дополнительных капиталовложений. При этом предлагается снизить налоги до разумного предела и прекратить выделение субсидий. Этот вопрос должен задать любой человек, хоть что-то понимающий в финансовой сфере: не приведут ли данные меры к резкому снижению поступлений в бюджет? Глава Представительства Всемирного банка Мартин Райзер на сей счет убежден: 'отчет доказывает, что этот процесс никак не повлияет на доходы бюджета'.

Вопросы остаются

Исходя из того, что имеем, можно сказать - производители хлопка уже сегодня затрудняются с оплатой расходов, связанных с севом, обработкой и сбором урожая. Техника, удобрения, горюче-смазочные материалы, услуги по доставке воды и орошению стоят, по мнению фермеров, слишком дорого. Всемирный банк предлагает по сути комплекс мер из четырех составляющих: снизить налоги, прекратить выделение субсидий, повысить цены на хлопок и ресурсы до уровня мировых. Покроют ли мировые цены за хлопок затраты на подорожавшие в разы ресурсы? Этот вопрос, наверное, волнует любого фермера. По мнению специалистов Всемирного банка, здесь не должно возникнуть никаких проблем.

После осуществления всех предлагаемых мер отечественные фермеры должны будут иметь возможность продавать часть урожая на мировых рынках. Это и называется либерализацией рынка хлопка. Готово ли правительство предоставить такую возможность производителям? Сейчас, даже несмотря на все увеличивающиеся издержки, весь хлопок скупается под госзаказ по ценам, диктуемым сверху. По мнению специалистов Всемирного банка, ныне существующие 220 тысяч сумов за тонну никак не дотягивают до тех цен, которые сложились в общепризнанных мировых центрах торговли хлопком. И способны ли отечественные производители хлопка на равных конкурировать с теми же китайцами, египтянами, американцами за рынки сбыта?

Все эти вопросы не праздные. Нельзя слишком упрощенно подходить к проблеме, от решения или нерешения которой зависит финансовое благополучие отдельно взятой страны.

Как увеличить поступления в казну?

По данным Всемирного банка, 'производство хлопка остается в большей степени под контролем центрального правительства'. Получая какие-то выгоды от субсидированных государством материально-технических ресурсов, таких как удобрения, ГСМ и, самое главное, услуг по доставке воды и орошению, сельхозпроизводители довольно существенно теряют от чрезмерных налогов. Выяснив, в чем суть проблемы производителей, обратим взоры к государственной казне. Каковы чистые поступления в нее после вычета ежегодно выделяемых субсидий?

В отчете Всемирного банка говорится, что чистые поступления в бюджет от хлопководства снизились с 9, 5 процента от ВВП в 2000 году до менее чем трех процентов от ВВП в 2004 году. Но даже несмотря на подобное снижение эффективности отрасли, чистые поступления составляют 30 процентов от общего дохода производителей хлопка, что выше, чем для других культур, а также значительно выше корпоративного налога на доходы в 18 процентов.

Есть одно непреложное условие любой рыночной системы. Рекомендации Всемирного банка, по сути, включают эти самые рыночные механизмы. Стоять на пороге рыночной экономики и не перейти его - значит искусственно затягивать процесс стагнации целого сектора сельского хозяйства. Нельзя лишь заявлять о необходимости экономических реформ. Конечно, не секрет, что многие государства финансируют свое сельхозпроизводство, но назвать это субсидированием будет неточно. Оно, в первую очередь, выполняет роль регулирующего фактора, благодаря которому рыночные колебания сдерживаются в необходимых рамках.

Что можно сделать?

Первое, наконец, включить экономические рычаги стимулирования производителей хлопка. Рынок - это право выбора. Отечественный фермер тоже должен иметь выбор: или реализовать хлопок на внешних рынках с большим риском для бизнеса, или продать его государству несколько дешевле, но с меньшей долей риска. Цены на мировых рынках и устанавливаемые правительством цены должны быть сопоставимы. Вот в чем ключ к разгадке этой головоломки.

Второе, необходимо ослабить прямой административный контроль. Легче всего сдерживать процесс приватизации земли, а потом указывать арендаторам (то бишь тем же самым фермерам, что и когда сеять). Труднее либерализовать рынок, дать право выбора, сделать фермера хозяином выращенного и собранного им урожая, при этом установив госзакупки на уровне цен на мировых рынках.

Эти две первостепенные задачи перекликаются с тем, что хотели довести до журналистов в представительстве Всемирного банка в Узбекистане. Другого пути у нас сейчас просто нет. Консервировать нынешнее состояние хлопкопроизводства - значит держаться за старое. Оно уже свое отжило...

Справка: Узбекистан стал членом Всемирного банка в 1992 году. Миссия Всемирного банка в стране направлена на улучшение жизненного уровня населения через участие в экономических реформах, проводимых правительством, осуществление поддержки в совершенствовании социального сектора и инфраструктуры и предоставлении знаний и опыта населению Узбекистана. (Тулкин ТАШИМОВ; Новости Узбекистана, Ташкент)





* За всеми представленными публикациями сохраняется право автора на использование своего произведения.