![]() |
![]() | ||
| |||
![]() | |||
| |||
![]() | |||
2005-09-07. В 25-й раз ОАО 'Рослегпром' и ОАО 'Концерн 'Ростекстиль' с удовольствием, принимают производителей продукции легкой промышленности и представителей торговли в городе Москве, на ВВЦ, на Федеральной оптовой ярмарке товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности. Мы стараемся учесть все пожелания наших партнеров и создать условия для плодотворной работы участников и гостей ярмарки, проведения деловых встреч и заключения контрактов. Повышение спроса на участие в ярмарке свидетельствует о ее популярности, как у представителей промышленности, так и торговли. Это, по нашему мнению, очень важное мероприятие не только для отрасли, но и для всей промышленности России, поскольку ярмарка представляет и продукцию других отраслей, демонстрируя оборудование, технологии и комплектующие, способствует продвижению продукции отечественных предприятий. Ярмарка представляет собой одну из самых больших оптовых торговых и демонстрационных площадок продукции легкой промышленности, рекламы ее широких возможностей. Ярмарка - это и полигон конъюнктурной устойчивости продукции отрасли в условиях рынка. Нам представляется, что только оптовая торговля способна позволить отрасли планомерно и стабильно работать и развиваться. В условиях отсутствия аналитических материалов по спросу и предложению товаров, в условиях, когда перестали существовать организации, обобщающие тенденции развития моды, ярмарочное общение производителей и продавцов позволяют предприятиям уловить направления спроса и учесть их в своих производственных программах и коллекциях. Несмотря на то, что проблемы отрасли доведены до всех исполнительных и законодательных структур, несмотря на понимание ими отдельных проблем, текстильная и легкая промышленность третий год подряд не может обрести стабильности в работе. В отрасли продолжается падение объемов производства. Половина предприятий легкой промышленности имеет отрицательные финансовые показатели. С нашей точки зрения решение проблем стабильного функционирования отрасли должно основываться на мерах, принимаемых в следующих направлениях: В первую очередь, это разработка грамотной стратегии развития отрасли и ее учета в долгосрочных программах развития регионов и России в целом, на основе которых строится бюджет. Кроме того, это создание экономической модели функционирования производства, позволяющей обеспечить равные конкурентные условия для всех производителей и импортеров, это наведение порядка на потребительском рынке страны, налаживание тесного и долгосрочного взаимодействия с торговлей и развитие оптовой торговли как накопительного звена, прежде всего, сезонной продукции. Это работа по совершенствованию самого производства, его модернизации и техперевооружению для выпуска конкурентоспособной продукции. Нас беспокоит введение с текущего года статистического учета объемов и других экономических показателей работы промышленности не в разрезе отраслей, а в разрезе видов экономической деятельности, что приведет к размыванию отраслевых границ. По нашему мнению, отрасли - это кровеносная система любой экономики, тем более, рыночной. Несмотря на имеющиеся поручения по разработке стратегии развития отрасли, она пока не создана. Поэтому мы должны работать по ее формированию и принятию органами власти как раздела долгосрочных планов Правительства России. Необходимо определить реперные точки развития, как для отдельных подотраслей, так и промышленности в целом. Для реализации стратегии необходимо уже сегодня подготовить несколько приоритетных инвестиционных проектов отраслевого уровня, которые способны повлиять на улучшение работы многих предприятий и бороться за их целевое финансирование. Мы уже сообщали о реализуемом ОАО '[/base]Рослегпром' с участием ЮНИДО проекте создания отраслевого Центра моделирования и контроля качества обуви на базе МОФ 'Парижская Коммуна'. Центр начал работать с предприятиями. Заключены договора о сотрудничестве с рядом иностранных фирм Италии по обмену информацией, участию в проводимых сторонами ярмарках, обучению и стажировке специалистов. Первая группа специалистов выедет в ближайшее время в Милан для демонстрации созданной Центром коллекции обуви. Кроме договорных работ с предприятиями, Центр осуществляет значительную информационную и обучающую программу для специалистов. Не забыты в этой деятельности и студенты вузов. Мы считаем, что подобные проекты должны быть созданы и для других подотраслей промышленности, и эти проекты должны быть экономически поддержаны Государством, над чем мы сейчас и работаем. Следующим направлением программной работы по подъему отрасли является наведение порядка на внутреннем потребительском рынке страны. Отечественные товаропроизводители продукции отрасли сегодня, еще не вступив в ВТО, работают практически в условиях открытого рынка, при этом конкурируют с большим количеством импортного товара, поскольку продукция отрасли на внутреннем рынке России составляет сегодня лишь 20%. Импорт по большинству товарных позиций в разы превосходит производство и имеет тенденции постоянного роста. Хотя возможности производителей позволяют выпускать значительно больше качественных, пользующихся спросом товаров. Фактически отечественный бизнес легкой промышленности при попустительстве чиновников вытесняется с собственного российского рынка. ОАО 'Рослегпром' вместе с отраслевой общественностью уже более трех лет ставят перед органами власти и управления вопрос о создании в России цивилизованного внутреннего рынка с определенными правилами функционирования и едиными требованиями к поставщикам, перевозчикам, производителям и покупателям. Рынка без контрабанды и контрафакта, прозрачного и цивилизованного. Одной из острейших проблем отрасли стали неравные с импортерами конкурентные условия для российских производителей товаров легкой и текстильной промышленности, которые сложились на отечественном рынке. В первую очередь речь идет об импортерах, нарушителях законодательства во внешнеэкономической деятельности, которые ввозят товары по серым и черным схемам и не платят пошлин и налогов, что позволяет им реализовывать товар по демпинговым ценам, чего не могут себе позволить отечественные производители. Пока российский рынок заполонен импортным демпинговым товаром не всегда высокого качества, говорить о развитии отрасли проблематично, так как инвесторы не будут вкладывать средства в производства, продукцию которых нельзя продать даже в стране производителе. Наше государство не отвечает на экономические вызовы других стран, которые сделали политику завоевания мировых рынков текстиля одежды и обуви своей приоритетной экономической политикой и всячески способствуют развитию предприятий легкой промышленности, давая им серьезные преференции. Китай, Турция, отдельные страны Юго-Восточной Азии направляют в этот сектор серьезные инвестиции, кредитуют своих инвесторов под льготный процент, дают большой безналоговый срок освоения мощностей и т.п. Российский товарный рынок очень емкий. Но сегодня Россия стала мировой 'барахолкой', на которую везут весь бросовый товар, не допущенный на рынки ведущих мировых стран. Даже США и Страны ЕС принимают оперативные меры против экспансии китайского текстиля, одежды и обуви. Мы этого не умеем или не хотим делать. Мало того, что при свертывании производства мы теряем рабочие места, осложняя социальную обстановку во многих небольших городах и поселках, государство также теряет огромные средства от недополученных налогов и пошлин. По экспертным оценкам, потери бюджета оцениваются более чем в 5 млрд. дол. США ежегодно. При этом исчезает и накопленный столетиями опыт производства многих видов традиционной для России продукции. Кроме того, процветает коррупция. Не проще было бы поддержать отечественного производителя, чем способствовать превращению его в нарушителя законодательства? В стране не действуют антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры для товарного рынка, отсутствует учет и мониторинг состояния внутреннего рынка, позволяющие применить введение квот на ввоз продукции, которую умеем сами качественно и хорошо делать и для производства которой располагаем сырьевыми ресурсами. Россия находится на пороге вступления в ВТО, что в условиях недоработок законодательства и отсутствия механизмов реагирования, отсутствия грамотных юристов, знающих международное право, также усилит накал ввоза товаров легкой промышленности в Россию. Тот товар, который уже произведен на предприятиях Китая, при запрете на ввоз в страны ЕС и США любыми путями попадет на наш рынок. Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. Таможенный Комитет наводит порядок и усиливает контроль таможенной стоимости при ввозе товаров, МВД активизировало проверки на рынках и при перевозке контрабандного товара, создана межведомственная рабочая группа для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по пресечению незаконного производства, реализации и ввоза товаров на территорию Российской Федерации, которая начала работать. Вместе с тем, следует отметить, что эти меры пока не приводят к необходимому результату. Особо остро стоит сегодня проблема контрабанды и контрафакта, а выявленные факты его наличия говорят о его колоссальных масштабах. Поскольку это вопрос комплексный и затрагивает не только вопросы исполнительной, но и законодательной власти, решить его, по нашему мнению, можно только на самом высшем уровне. Видимо, без вмешательства Президента страны и помощи Совета безопасности сегодня не обойтись. Нужна политическая воля, чтобы кардинально изменить ситуацию. Нужна скоординированная работа по постоянному поиску путей внесения уточнений в законодательство, ужесточение мер ответственности для нарушителей, повышение уровня ответственности чиновников и бизнесменов. Как нам представляется, нужна комплексная продуманная система мер. Мы считаем, что для равновесного состояния рынка, решения социальных вопросов, использования опыта кадров и имеющихся мощностей, а также и для использования собственных сырьевых возможностей, в первую очередь сельского хозяйства, для закрытия потребности силовых министерств и ведомств не менее половины российского рынка должно заполняться отечественной продукций. Скажу честно, что отечественные производители в большей степени ориентированы на выпуск массовой, качественной продукции. Исходя из этого, докомплектация рынка высоко модным товаром из развитых Стран при нормальном цивилизованном импорте никому не вредит и нужна покупателю. Миф о том, что отечественная легкая промышленность не может делать то, что нужно, служит только для развития коррупционных форм торговли, и Федеральная оптовая Ярмарка воочию позволяет в этом убедиться. Необходимо совершенствовать систему предотвращения продажи в торговле нелегального товара, разработать меры уничтожения контрабанды и контрафакта по типу наркотиков, видеопродукции или алкоголя, а не их перепродажи, как это сегодня происходит, а также усилить контроль качества товара на границе на основе соблюдения обязательных требований стандартов. Многие страны мира требуют наличия собственных проверенных сертификационных документов на ввозимый товар. В этих вопросах надо действовать радикально, как поступили французы, которые на границе уничтожают контрафактные изделия легкой промышленности. При этом должны быть усилены и меры ответственности чиновников за участие в процессе незаконной растаможки, продажи и доставки контрабанды и контрафакта. По-прежнему мы настаиваем на том, чтобы привести требования по безналоговому ввозу товаров физическими лицами в соответствие с мировой практикой, когда без налогов и пошлин разрешен ввоз товаров на 500 дол., а не так, как у нас - на 2000, или резко ограничить число таких льготных поездок до 1 -2 в квартал и не более. Ведь сегодня туристический бизнес со странами Юго-Восточной Азии и Китаем -это не туризм, а беспошлинный провоз товаров на российскую территорию. Обещаниями решить эту проблему нас кормят уже не один год. Следующим шагом представляется необходимым организовать проведение мониторинговой оценки состояния потребительского рынка и на его основе проводить гибкую тарифную и пошлинную политику, стимулируя производство и экспорт российских товаров и ограничивая импорт того, что можем и должны делать сами. В отрасли достаточно грамотных менеджеров, способных организовать работу своих предприятий на высоком уровне. Среди наиболее стабильно работающих предприятий следует назвать: ЗАО 'Псковская швейная фабрика 'Славянка', ОАО 'Айвенго', ООО 'Зарина', ЗАО 'Черемушки', ЗАО 'Александрия', ЗАО МОФ 'Парижская Коммуна', ЗАО 'Обувная фирма 'Юничел', ЗАО 'Тверская обувная фабрика', ОАО 'Тамбовская обувная фабрика', ЗАО 'Русская кожа', ООО 'Курская кожа', ООО 'Таганрогский кожзавод', ОАО 'Уфимская кожгалантерейная фабрика', Медведковскую кожгалантерейную фабрику и много других в каждом регионе Российской Федерации. Стихийно сложившийся рынок подделок и контрабанды особенно важно приводить в цивилизованный вид на основе совершенствования норм и законов его организации. Мы создали рыночную экономику, но не отошли от базара. Правительство считает, что рынок сам все отрегулирует, но это далеко не так. Мы неоднократно отстаивали предложение разработать специальный Закон о потребительском рынке. Эта идея была поддержана не только отраслевой общественностью, но и депутатским корпусом, и Советом Федерации, в частности, Мироновым С.М:, который утвердил рекомендации проведенного им совещания 22 марта 2005 года. Но в ответ на его обращение Минэкономразвития РФ сообщило, что проводит конкурс на размещение научно-исследовательской работы 'О концепции нормативно правового регулирования внутренней торговли'. Вот такие темпы решения острых проблем. А ведь это ведомство отвечает за развитие экономики и торговли, т.е. рынка, и везде говорится, что у нас функционирует рыночная экономика. Недавно руководитель фракции Госдумы, ректор Государственного торгово-экономического Университета господин Бабурин С.Н. высказал в прессе мнение о необходимости разработки Торгового Кодекса, каким, кстати, располагают многие страны. Был подобный документ и в России. Видимо, этим путем и надо идти. Мы полностью поддерживаем необходимость усиления этических начал деловой честности во взаимоотношениях контрагентов. В этом Кодексе должны закрепляться рыночные особенности ценообразования на импортные, отечественные и подакцизные товары. Тогда требования торговых представителей, будь то торговые сети или небольшие продавцы, будут реальными, и кредитовать поставки все будут одинаково, а не так, как сегодня, когда иностранные поставщики имеют право кредитовать поставки, а мы не имеем на это финансовых возможностей. Вот почему наша торговля охотнее работает иностранным продавцом. Должен соблюдаться и паритет в рекламе отечественных и импортных товаров, а то сегодня рекламируется, в основном, только импортный товар, что приводит к неравным конкурентным условиям импортеров и отечественных производителей. В этом Кодексе могут быть прописаны и другие нормы, касающиеся правил обращения с товаром торговых перевозчиков, ответственности за использование чужих реквизитов и товарных знаков, утилизации контрафакта и других цивилизованных взаимоотношений торговли покупателя и производства. Отрасли нужна экономическая модель функционирования, позволяющая обеспечить прибыльную работу предприятий. Мы должны добиться, чтобы производить товар было выгоднее, чем заниматься его перепродажей. Мы не хотели бы, чтобы вместо потерянных рабочих мест из-за сворачивания производства возникали 'челноки', торгующие импортным товаром. Здесь еще очень большое поле деятельности. Единый подход ко всем отраслям при формировании экономической политики в стране не позволяет нам добиться ощутимых отраслевых преференций. В этих условиях, видимо, следует просить Торговую палату, Российский Союз промышленников и предпринимателей выступить с обращением к отечественному бизнесу вкладывать средства в развитие отечественной легкой промышленности, и просить бизнес обратить внимание на привлекательные для страны и регионов проекты. Отрасль вполне качественно способна выполнять заказы по поставке спецодежды и спецобуви для нефтяников, газовиков, строителей и других специальностей. Мы хотели бы, чтобы власти определили как генеральную программу действий чиновников всех уровней и бизнеса Проведение политики приоритетности развития отечественного производства и стимулировали бизнес, инвестирующий в собственную промышленность. Другими словами, надо поднять уровень патриотизма и отечественных чиновников, и отечественных бизнесменов. На пороге вступления в ВТО очень большая задача - приведение в соответствие с нормами ВТО нашего законодательства и обучение специалистов отрасли работе в условиях ВТО и грамотной защите интересов отечественного производителя. Задача отраслевой общественности - принять в этом процессе активное участие. Очень большая работа предстоит по ускорению техперевооружения производства и повышению его конкурентоспособности. В этом направлении мы поддерживаем начавшийся процесс снижения и отмены импортных пошлин на закупку технологического оборудования, не производимого в России. Но еще не все виды оборудования попали в этот перечень. Вселяет надежды и решение Правительства РФ сохранить в бюджете 2006 года статью по финансированию льготной тарифной ставки под кредиты, взятые предприятиями текстильной и легкой промышленности на закупку сырья, материалов и техническое перевооружение. Но для законодательной поддержки этого решения предстоит большая работа с депутатским корпусом. Кроме того, мы будем добиваться отмены НДС на импортное оборудование, будем работать по проблемам экономической поддержки модернизации производства, и решению проблем ускоренной амортизации. Но и бизнес должен более активно использовать различные пути ускорения процесса модернизации производства, в том числе и возможности использования лизинговых схем реализации проектов техперевооружения. Вот первоочередные направления работы, по которым мы должны взаимодействовать между собой и работать с органами власти, управления и общественными организациями. Отрасль способна эффективно работать и выпускать востребованную потребителем продукцию. Выражаю уверенность, что настоящая ярмарка послужит еще одним звеном в выработке консолидированной позиции работодателей легкой промышленности в развитии производства и повышении конкурентоспособности продукции. Желаю всем гостям и участникам Ярмарки успешной работы и плодотворного делового общения. (АЛЕКСАНДР БИРЮКОВ, ПРЕЗИДЕНТ ОАО 'РОСЛЕГПРОМ'; Торговая газета, Москва) | |||
![]() * За всеми представленными публикациями сохраняется право автора на использование своего произведения. |