Хлопковое волокно :: Россия :: Консультации

Москва. 'Союзлегтексэкспорт' поздравляет работников текстильной и легкой промышленности с профессиональным праздником

 
2005-05-24. В День профессионального праздника 'Дня работников текстильной и легкой промышленности' с чувством особого признания перед работниками производств от имени 'Союзлегтексэкспорт' поздравляем тружеников отечественной индустрии благ с профессиональным праздником!

В первую очередь поздравления Членам Союза, - желаем праздничного Настроения, Здоровья, Терпения и Веры в достижения производствами потенциала конкурентоспособности в выпуске экспортной и импортозамещающей продукции, авторитета и имиджа на внутреннем и внешнем рынках.

К сожалению, праздничная дата омрачена отрицательными темпами роста в легкой промышленности вот уже на протяжении 3-х лет и первого квартала 2005 года и снижением значимости отрасли в обрабатывающей промышленности (ниже 1% от ВВП). К сожалению, пока не удается приостановить дальнейшую импортизацию российского рынка, предотвратить сокращение рабочих мест (за 2004 г. на 15%) и ликвидацию целых предприятий?!

Анализ работы предприятий легкой промышленности за 2004 год и 1 кв. 2005 года показал, что объемы выпуска сокращаются - за 2004 год произведено продукции 92,5% и в 1-ом кв. 2005 года – 93,3% и 96,2% к соответствующим периодам прошлого года (т.к. с 1.01.2005 г. Индекс промышленности стал безотраслевым, то введены 2 показателя: индекс производства кожи, изделий из кожи и обуви; и индекс текстильного и швейного производства). Если за 1999-2000 годы динамика роста отрасли составляла соответственно 20,2% и 23%, что было выше темпов роста ВВП по стране в 2,0 – 2,4 раза, то за 2002 г.- 2004 г. и 1-й кв. 2005 года - отставание от ВВП соответственно более чем на 10 процентных пункта, а в целом отрасль составляет ниже 1% от ВВП страны (до 1990 года – 12,8%).

Совершенно ясно, что хронические причины ухудшения работы отрасли заключаются в тяжелых условиях воспроизводства, т.к. и сегодня на внутреннем рынке не создана экономически равная конкурентная среда отечественным и зарубежным товаропроизводителям, т.е.:

* отсутствие фирменной торговли и не заинтересованность розничных сетей – в реализации отечественной продукции замедляют оборачиваемость оборотных средств до 1,5-2,0 при рентабельности продукции ниже 3 % при банковской ставке за кредит 17;

* заемные средства в 4-5 раз дороже, чем у зарубежных конкурентов; отсутствие финансовых условий для закупки прогрессивного оборудования и внедрения инноваций (лишь до 5% снижены пошлины и НДС до 18% на импортное технологическое оборудование) при отмене инвестиционных налоговых льгот;

* бесконтрольность масштабного импорта продукции 'челноками' в приграничных зонах;

* общий налоговый гнёт – более 30% от ВВП (в Китае рост инвестиций, т.к. совокупные налоги лишь 15% от ВВП, а вновь созданные предприятия вообще не платят 3 года);

* агрессивный рост издержек (повышение тарифов на э/энергию, газ, транспорт и т.д.), что приводит к повышению себестоимости и отпускных цен даже при пониженном спросе и т.п.

* отсутствие должного контроля (технического, физического и т.д.) за поступающими импортными материалами и др., что привело к тому, что внутренний рынок на 80-85% заполнен импортными товарами и т.д.

Это в целом отражается на востребованности отечественной продукции, объемных и качественных показателях промышленности, поэтому и внутриотраслевые оптовые цены за 2004 год были с самым низким темпом роста, хотя среднемесячная зарплата по отрасли почти в 2 раза ниже оптимальной по стране, что в свою очередь ограничивает возможности качественного воспроизводства кадров. И как результат - сегодня легкая промышленность (около 16 тысяч предприятий с численностью 550 тысяч человек), дающая рабочие места еще 10–ти смежным отраслям, в т.ч. и сельскому хозяйству – составляет менее 1 % от ВВП (доля производств легкой промышленности в объемах ВВП Турции и Португалии – 21%; Италии и Китае по – 13%; Франции – 6%; США - 5%.) дает лишь 1,0 в доходы бюджета (через налоги на НДС, прибыль и за использование природных ресурсов).

И как клеймо - сальдированный финансовый результат 2004 года составил минус 0,2 млрд. руб. (убыточна отрасль четвертый год) при 44% убыточных предприятиях.

К огромному сожалению, на протяжении 14 лет реформирования рыночной экономики государство поддерживает лишь импортизацию рынка (видимо потому, что импорт эквивалентных отечественных изделий приносит государству в 2 раза больше прибыли против отечественных производств, а то, что и безопасность страны и социальные потери, мало Правительство РФ волнует ...), причем Импорт (кроме цивилизованного это и контрафактный, контрабандный, каргорежимный и гуманитарный) широко поддерживается торговыми и рекламными предприятиями, СМИ и телевидением?!

Проведенные сквозные расчеты показывают, что по совокупности государство несет миллиардные потери. Например, если разницу повышающихся доходов населения за 2002-2004 гг. экстраполировать пропорционально росту платежеспособности населения и устойчивому потребительскому спросу (денежные накопления россиян даже без валюты выросли за год на 45%, а валютные на 25%), то вместо того, чтобы создать лучшие условия отечественному товаропроизводителю; в 2004 году в 1,5 раза больше закуплено за рубежом текстильной одежды и трикотажа, почти на 7% кожаной обуви, на 12% готовых кож и т.д.

При таком положении для отечественных товаропроизводителей 'теряется' покупатель в зависимости от конкурентоспособности товара, так как для элитной части населения (каждый десятый в России имеет доходы в 20 раз больше, чем 10% самых низкодоходных), которым нужна только особо модная (брэндовая) продукция из стран – законодателей моды, эквивалентной продукции которой в России не производится. Наоборот – для малодоходной части населения (около 15% населения с доходами ниже прожиточного минимума) более реализуема продукция из Китая, Вьетнама, Турции, которая по разным причинам значительно дешевле отечественной. Принимая во внимание сложившееся положение, в мировой практике (в соответствии и с нормами ВТО), другие государства повышают пошлины и вводят квоты (с ростом Импорта, если он «вредит» экономике отрасли и при ходатайстве не менее 50% предпринимателей!), но так не поступают в России, т.к. соответствующий проект Закона 'О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров' все еще лежит в стенах Государственной Думы.

Учитывая создавшееся положение в легкой промышленности, отраслевые ОАО 'Рослегпром' и 'Ростекстиль', Союзы и Ассоциации неоднократко инициировали перед Правительством РФ необходимость принятия мер по сохранению и развитию отрасли, но никаких существенных сдвигов нет, хотя дальнейшее ухудшение в работе отрасли может привести к непредсказуемым социальным последствиям, т.к. более 80% рабочих мест из 550 тысяч работающих занимают женщины.

Но, наверно, выглядело бы иждивенчески, если бы все проблемы отрасли 'повесить' на государство, т.к. основные вопросы необходимо решать самим предпринимателям (99% предприятий отрасли – частная собственность). Сегодня есть немало примеров динамичного роста предприятий, где продукция высокорентабельна и конкурентоспособна. Следуя опыту лучших руководителей фирм, необходимо адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка (вместе с предпринимательским чутьем!), уходить от высокой инерционности в методах управления, создавать механизмы воспроизводства рабочей силы с улучшением её уровня и качества, непрерывно совершенствовать работу специалистов по менеджменту, маркетингу и др. Ведь нельзя не заметить, что даже за эти 10-12 лет появились руководители – Личности (Мякунова Н.Н., Парфёнов Л.М., Денисенко В.С. Титов М.В., Колотов С.А., Волошок В.В. и др.), в характере которых приверженность к лидерству, исключительная трудоспособность, врожденный коммерческий талант и тип бизнес- мышления, умение свои интересы согласовывать с общественными, а собственность и дело рассматривать не только как богатство – наживу, но и как миссию по улучшению жизни коллектива. Для этих людей характерно ограничение семейного комфорта во имя развития производственного потенциала, что по совокупности позволила им повысить степень доверия Коллектива к 'Хозяину' и изменить силу инерции покупательского мышления в пользу отечественной продукции с воспроизводством и развитием конкурентной среды.

По итогам 2004 года и 1 кв. 2005 г. при всех равных условиях и безразличии Правительства РФ в целом к отрасли, ряд предприятий работают динамично, прибыльно, с перспективой и признанием покупателей. Так, нельзя не замечать постоянное развитие и высокие проценты роста ЗАО 'Первомайская Заря' (ген. директор Синцова Г.Г.), ЗАО 'Черемушки' (ген. директор Матвеева Л.Б.), Челябинского ОАО 'Юничел' (ген. директор Денисенко В.С.), Московского ОАО 'Горизонт' (ген. директор Тимощенко В.М.) и др.. Руководители этих предприятий, обладая природным талантом организаторов, психологов и коммерческого 'чутья', динамично развивают свои предприятия, производя конкурентоспособную продукцию. Эти флагманы отрасли не надеются на виртуальное место несуществующей промышленной политики государства, положившегося на процессы саморегуляции рынка. Изучая рынок и набрав необходимую скорость адаптации к его конъюнктурным изменениям, имея устойчивых поставщиков материалов (комплектующих) и потребителей на конкурентоспособную продукцию - они реально и при существующих налогах и кредитных ставках работают с прибылью, обновляя парк оборудования в соответствии с требованиями прогрессивной технологии.

Главное в работе названных предприятий (к сожалению в общем объеме отрасли их доля не более 15-17%) - скрупулёзная работа по созданию конкурентоспособного ассортимента при минимальных затратах, непрерывное инвестирование в основные фонды, а следовательно модернизация производств и внедрение новых технологий, т.е. новые экономические условия, жесткий порядок рынка и необратимость этих процессов требуют Новых людей, способных работать даже в экстремальных условиях.

Сегодня, в преддверии вступления в ВТО, каждому товаропроизводителю необходимо иметь:

* стратегию устойчивого развития конкурентоспособности производимой продукции;

* паблик релейшнз (PR), формирующий коммерческий имидж фирмы (брэнд);

* выбор инновационного пути развития, основанный на применении современных технологий, оборудования и дизайна;

* уровень зарплаты, обеспечивающий как воспроизводство качественной рабочей силы, так и мотивацию менеджеров к эффективному управлению предприятием;

* развитые принципы партнерства и кооперации;

* решение социальных вопросов, во взаимоотношениях Коллектива и Хозяина (работодателя), в т.ч. вопросов жилья, здоровья и материального стимулирования за конечный результат;

* создание квалифицированных служб эксплуатации и внедрения гибких и высокопроизводительных технологий и др.

От души поздравляя всех Членов Союза с нашим праздником, а коллектив Осташковского ЗАО (ген.директор Парфенов Л.М.) с юбилеем завода (235 лет), желаем наращивать авторитет отечественной продукции в стране и за рубежом, а отраслевым (подотраслевым) Союзам непрерывной борьбы и неувядаемой энергии в действиях по защите отечественных товаропроизводителей и монополизации российского рынка!

От имени Правления – Председатель 'Союзлегтексэкспорт' Зверев С. М., профессор, академик РАПК. (roslegprom.ru)





* За всеми представленными публикациями сохраняется право автора на использование своего произведения.