Швейные изделия :: Россия

Волгоградская область. Примерка в формате ВТО

 
2005-02-02. Каких только суждений сегодня не услышишь по поводу присоединения России к ВТО. Тревога понятна. Но одно несомненно: все зависит от того, как скоро будет выработана стратегия действий национального бизнеса и проделана работа по приведению внутреннего законодательства в соответствие с требованиями ВТО на федеральном и региональном уровне.

Волгоградская область отличается большими объемами внешнеэкономической деятельности, в первую очередь предприятий сырьевых отраслей -химии, нефтехимии, черной и цветной металлургии. Дело в том, что эта продукция востребована на Западе и фактически не имеет там заменителей. Достаточно сказать, что только один Волжский трубный завод экспортирует 30% всех поставляемых россиянами в зарубежье труб и имеет более 30 иностранных партнеров в различных странах мира. К тому же приобретен опыт работы волгоградцев на экспорт. Очевидно, по этой причине в рамках совместного проекта Международной организации труда и областной администрации Волгоградская область выбрана в качестве 'пилотного' проекта для анализа последствий присоединения России к ВТО.

Правда, по сравнению с предприятиями-экспортерами, уже наработавшими опыт работы с зарубежьем, в более сложном положении оказались легкая и текстильная промышленность.

Кто поможет легпрому?

К счастью, Волгоградская область - один из немногих регионов России, где за годы перестройки удалось сохранить практически все государственные фабрики в виде разного рода ОАО, АООТ, ЗАО. На сегодняшний день в области насчитывается 22 таких базовых предприятия, где трудится около 8 тысяч человек. Уже одно то, что за последние годы 6 директоров этих фабрик стали победителями областных и федеральных конкурсов 'Лучший менеджер года, служит лучшим доказательством их умения грамотно и профессионально работать в рыночных условиях.

И тем не менее, наверстать потерянные в послереформенные годы объемы производства им до сих пор не удалось. Если в 1991 году легкая и текстильная промышленность области по объему производства постоянно шла второй после машиностроения, то за годы перехода к рынку со второй строки эти предприятия переместились на последнюю. И требовались энергичные шаги, чтобы сдвинуть откатившийся воз легпрома с мертвой точки. Денег не хватало даже на то, чтобы закупить сырье, предприятия выживали в одиночку, кто как мог.

Августовский кризис 1998 года вынудил зарубежные фирмы уйти с российского рынка. И произошло маленькое чудо: объемы производства в отечественном легпроме увеличились более чем в полтора раза и в два - объемы продаж.

Однако с 2001 года условия работы легкой промышленности ухудшились, так как резко подскочили цены на энергоносители и сырье. Особенно больно ударило решение правительства о снижении с 1 января 2001 года почти наполовину таможенных пошлин на большинство импортируемых в Россию товаров.

Обеспокоенные таким поворотом дела руководители волгоградских предприятий направили коллективное обращение Президенту России с просьбой поддержать отечественных товаропроизводителей, в частности, решить вопрос о льготных тарифах для них на электроэнергию, пересмотреть таможенную политику в отношении пошлин на импортируемые товары. Смысл ответного письма из Москвы был предельно ясен: 'В принципе вы правы, но то, что предлагают директора, правительство сделать не может'.

Понимая, что легкой промышленности не обойтись без поддержки местных властей, областная администрация пошла на неординарный шаг, организовав ее разностороннее сотрудничество с Пенсионным фондом. В частности, сразу семь ведущих предприятии легкой промышленности, в числе которых были 'Виктория', 'Царица', 'Блеск', 'Гамма-сервис' первыми в России начали работать по программе предоставления товаров населению в рассрочку под будущие пенсии. Это позволило охватить льготным кредитованием почти 5 тысяч пенсионеров, которые смогли приобрести товаров на 5, 3 млн. рублей. Помимо этого, услуги в кредит стали оказывать пенсионерам предприятия бытового обслуживания и работники топливной промышленности.

Еще одним существенным вкладом в поддержку местных производителей стали дважды в год проводимые областной администрацией межрегиональные специализированные выставки-ярмарки товаров легкой и текстильной промышленности 'Лазоревый цветок', собирающие тысячи гостей и жителей города. Их организация позволила не только расширить сбыт производимых товаров, но и обменяться опытом выживания с приезжающими на 'Лазоревый цветок' коллегами из других регионов России, а также и из зарубежья.

Такая целенаправленная поддержка администрации серьезно помогла предприятиям отрасли. И тем не менее, чтобы успешно начать работать по правилам BIG, достойно конкурируя со своими коллегами из зарубежья, требовались серьезные дополнительные затраты на модернизацию и расширение производства. Без этого самые благие пожелания могли оказаться фикцией. И это требование легпрома было услышано и поддержано. Впервые за последние два десятилетия в конце прошлого года администрация Волгоградской области, понимая серьезность ситуации и трудности отрасли, выделила легкой промышленности бюджетные кредиты. В числе первых 3 млн. рублей были предназначены швейной фабрике ОАО 'Виктория'.

'Виктория' -значит победа?

Этот выбор оказался не случайным. На сегодняшний день 'Виктория' - самое крупное в Волгоградской области швейное предприятие, где занято 326 человек. На протяжении пяти последних лет фабрика не только не снижала, а в среднем на 15 % наращивала производство, какой бы жесткой ни была конкуренция на рынке. Такая же задача поставлена перед трудовым коллективом ОАО в 2005 году, в канун вступления России в ВТО.

Результаты эти можно считать впечатляющими, если учесть, что десять лет назад предприятие фактически стояло. В 1996 году новому директору Геннадию Терентьевичу Косову в наследство досталось всего 50 метров некондиционной ткани, 3, 5 млн. рублей долгов и явная перспектива банкротства. Чтобы выжить, фабрика стала работать на давальческом сырье с иностранными фирмами. Да, от этих заказов предприятие не озолотилось. К тому же фирмачи не скрывали, что в России их привлекает дешевая рабочая сила. И тем не менее, на Виктории' им были благодарны: высокие требования иностранных партнеров, предъявляемые к костюмам, заставили фабрику подтянуться, наладить производственную и технологическую дисциплину и шить вещи уже на европейским уровне - легкие, красивые, элегантные. Не зря под лейблом таких известных фирм, как 'Рико Понти', 'Харве Бернар', 'Магистр', эти вещи покупались даже американскими бизнесменами.

Поднакопив силы, 'Виктория' стала выпускать свою продукцию под собственной маркой, реализуя ее в области через 'Волгоградский ЦУМ', на ярмарках-выставках, а также продавая в кредит под будущие пенсии. Причем эти товары ничуть не отличались от тех, что 'Виктория' выпускала под иноземными лейблами, зато цена их на российском рынке в несколько раз ниже. Впрочем, на фабрике не стремятся искусственно удешевлять представленную продукцию. Здесь выдерживают оптимальное сочетание цены и качества, которое за счет технологии и новых импортных прикладных материалов просто отличное. 'Виктория' получила заказ от Минюста РФ на пошив для ее сотрудников кителей, женских жакетов, курток, брюк, так что фирменную 'амуницию' от Виктории' уже начали носить представители юстиции во многих российских регионах.

Но при всем видимом благополучии, когда в отличие от многих предприятий отрасли, которые пока остаются недогруженными, на 'Виктории' вынуждены 'прихватывать' по производственной необходимости даже выходные дни, а зарплата в последние годы является самой высокой по области, фабрика тоже испытывает определенные трудности в развитии и совершенствовании производства. Не секрет, что сегодня большинство предприятий легкой промышленности работает на устаревшем оборудовании, а средств на приобретение нового, современного нет. На той же 'Виктории' до последнего времени не могли своими силами решить проблему модернизации швейного производства.

Так что решение областной администрации о выделении 'Виктории' из бюджета развития Волгоградской области инвестиционного кредита на общую сумму в 3 млн. рублей пришлось весьма кстати.

Очень кстати пришлось долгожданное решение правительства страны снизить пошлины на ввозимое в Россию оборудование, удешевляющее его стоимость. Еще одним благом для промышленности региона для переоснащения, в соответствии с требованиями ВТО, стало утверждение в августе 2004 года главой администрации области Правил возмещения из областного бюджета части затрат на оплату процентов кредитов, получаемых предприятиями легкой и текстильной промышленности в банках.

Такая поддержка многого стоит, являясь на сегодняшний день определяющей. Думается, целенаправленная помощь администрации Волгоградской области легпрому и текстильщикам поможет им выдержать испытание перестройкой в свете стандартов ВТО.

***

Об авторе: Петр Лукьянович Годлевский - один из ведущих журналистов 'Торговой газеты'. 28 лет он работает собственным корреспондентом 'ТГ' по регионам Нижнего Поволжья. Регулярно выступает на страницах нашей газеты с постановочными статьями, экономическими обозрениями, с обстоятельными материалами на темы потребительского рынка и услуг.

На днях глава администрации Волгоградской области принял решение: за большой личный вклад в развитие потребительского рынка Волгоградской области наградить Годлевского Петра Лукьяновича Почетной грамотой главы администрации Волгоградской области и денежной премией.

Поздравляем, Петр Лукьянович, с заслуженной наградой! (Петр ГОДЛЕВСКИЙ; Торговая газета, Москва)





* За всеми представленными публикациями сохраняется право автора на использование своего произведения.