|
|
![]() ![]() |
|||||||||||||||||||||||||
|
Как выжили текстильщики02.11.2004. В редакцию 'Капитала'(Пермь)поступил звонок от бдительных граждан. Люди были озабочены засильем китайских товаров на российском рынке и последствиями от этого для нашей экономики. Разговорились: дальше больше. Оказалось, многих волнует судьба Чайковской текстильной фабрики, которая якобы полностью переходит на китайскую ткань, вследствие чего работу потеряют полторы тысячи человек. Опасения выглядели вполне правдоподобно, а тема увольнений в последнее время, к сожалению, стала актуальной для Пермской области, поэтому мы решили направиться в город Чайковский, чтобы, так сказать, проверить слухи. И вот ваш покорный слуга на месте, скажем так, происшествия - на чайковской земле. Не скрою, внешний вид предприятия сразу произвел впечатление. От остановки автобуса до девятиэтажного административного здания с большими буквами 'Чайковский текстиль' прямая дорога метров пятьсот. По бокам зеленые ковровые дорожки - английский газон. Справа - длиннющий параллелепипед оптового склада ТД 'Чайковские ткани'. Прямые углы и перспектива - подобие огромных кусков материи на выходе из-под ткацкого станка. Если архитектор задумывал достичь впечатления основательности, размаха и благополучия, то он этого добился. А как на самом деле обстоят дела на предприятии, не пустуют ли огромные цеха, полны ли закрома торгового дома? Об этом я заговорил с директором по производству ЗАО ФПК 'Чайковский текстильный дом' , членом совета директоров компании 'Чайковский текстиль' Николаем КОРОЛЕВЫМ. Но для начала он рассказал об изменениях в отрасли и на предприятии за последние десять лет. - Предприятия легкой промышленности одними из первых окунулись в рыночную стихию. Наша команда пришла к управлению, выиграв выборы руководства, десять лет назад. Все это время на предприятии единственный собственник. Если взять статистику по легкой промышленности, таких предприятий единицы. В середине 90-х нувориши скупали предприятия текстильной промышленности, думали, что это большие деньги. Когда оказалось, что в предприятия надо вкладывать, развивать их, эти люди ушли. За ними пришли другие собственники -банки, или даже такие структуры, как 'РАО ЕЭС'. Если первые просто отмывали деньги, которые надо было куда-то девать, вторые предметно стали заниматься текстилем, однако за отсутствием опыта у них тоже ничего не получилось. А вот сейчас на предприятия пришли серьезные бизнесмены, которые вкладывают деньги и грамотно управляют предприятиями, - это наши конкуренты, с которыми приходится считаться. Но таких предприятий в легкой промышленности не больше 10 процентов. Остальные работают либо на давальческой схеме, либо находятся в аренде у нескольких собственников. Фабрик, располагавшихся в крупных городах, сегодня просто не существует. Московские фабрики 'Красная роза' , 'Трехгорная мануфактура' перенесли свои мощности в Подмосковье, а помещения используются под казино, банки, офисы. В Иваново была великолепная фабрика '8 Марта' - сегодня там супермаркет. Идет большая реструктуризация всей легкой промышленности: вместо прядильного производства размещают швейное, поскольку закупать сырье дешевле, к примеру, в Узбекистане. И очень мало инвестиций , идет в эту отрасль. - Николай Иванович, а сколько в ваше предприятие инвестировано средств за эти годы? - Мы вначале только зарабатывали деньги, и только с 2000 года начали вкладывать в развитие производства. За последние три года провели первую очередь модернизации производства, потратив 10 миллионов долларов. Закупили новое оборудование, а также подержанное у российских предприятий-банкротов. Так, у Глуховского комбината приобрели целую производственную цепочку. Кроме того, купили цепочку по производству модной одежды в Италии. Надо сказать, что в Европе очень много предприятий легкой промышленности обанкротились или перевели свои активы и мощности в третьи страны - В Южную Америку, Юго-Восточную Азию. Благодаря модернизации сегодня мы можем конкурировать с этими странами. По оснащению, а также по качеству выпускаемой продукции (я имею в виду продукцию, выпущенную на новом оборудовании) Чайковская фабрика - одно из лучших предприятий в России. О нас говорят так: чайковские ткани хорошие, но дороговатые. К сожалению, не все покупатели могут позволить себе платить за качество. - Кто ваши главные конкуренты и насколько осложнится ситуация на рынке текстиля со вступлением России в ВТО? - Мы конкурируем с продукцией низкого качества, в частности, с 'серым' китайским импортом. Что касается вступления в ВТО и связанных с этим проблем, то в этих условиях мы живем, начиная с 94-го года, когда Гайдар сказал, что нам легкая промышленность не нужна. Правительство не может закрыть лазейки или, даже я бы сказал, ворота для 'серого' или 'черного' импорта, особенно из Китая. Каждое новое правительство обещает защитить отечественного производителя, но воз и ныне там. Так что вступление в ВТО мало нас коснется, мы и так, по сути, уже давно в ВТО. Вот вам пример недобросовестной конкуренции. Мы разработали ткань 'Лидер' , которая завоевала сегмент рынка корпоративных клиентов. Наши российские предприниматели быстро смекнули и заказали в Китае ткань с подобными характеристиками, которая, разумеется, ниже по качеству. И теперь они продают ее в России по более низкой цене под маркой 'Лидер'. - Можно ли с этим бороться? - Бороться должно государство, как это делает Америка. Кстати, мы поставляли туда 80 процентов нашего экспорта костюмных тканей. Сейчас это стало делать затруднительно из-за новых американских квот на экспорт. Думаю, что скоро они вытеснят со своего рынка и китайцев. Кстати, экспорт занимает у нашего предприятия до 15 процентов от всех выпускаемых объемов. Сегодня мы поставляем ткани в Европу, Северную Африку, Канаду и немного в США. - Ходят слухи, что ваша фабрика собирается полностью перейти на привозные китайские ткани, в связи с чем будут уволены полторы тысячи человек. В этом тоже виновата государственная политика? - В 1994 году на фабрике было около 6 тысяч работников, сегодня 4248 человек (по данным на 1 октября 2004 года). Возможно, слухи о сокращении полутора тысяч человек идут отсюда. Еще в 1996 году текстильщиков сократили сразу в пять раз в связи с реструктуризацией производства. Мы пошли на то, чтобы увеличить трудоемкость продукции - стали выпускать более дорогую продукцию. В 1991 году фабрика выпускала 100 млн. метров тканей в год, сегодня - порядка 40 миллионов, то есть менее половины от прежних объемов. Но по трудоемкости и по цене это совершенно разные продукты. Однако оптимизация, то есть сокращение, численности трудового коллектива будет продолжаться, но только не в таких количествах. Мы вынуждены искать пути снижения издержек производства. Посудите сами. Только за последние 3 месяца цены на сырье выросли на 15 процентов, произошло повышение на энергоносители, но мы-то не имеем возможности повышать цены -ведь китайцы цену не повышают. Ищем резервы как в технологическом процессе, так и в оптимизации трудовых ресурсов. Сокращения уже коснулись 'людей с папками' , обслуживающего персонала - были сокращены менеджеры, механики, контролеры, уборщицы, гардеробщицы, учетчики, то есть люди, не занятые в основном производстве. Хотя идет сокращение персонала, у нас не хватает швей, есть потребность в других рабочих профессиях. В прошлом году мы открыли швейное производство, куда взяли на работу 200 человек. - И все-таки, Николай Иванович, как насчет тканей? Вы закупаете их или ткете сами? - Объясню подробно. Сегодня мы производим в основном смесовые ткани, наша доля на этом рынке в России - 24 процента. Сырье мы закупаем: полиэстер берем в Белоруссии, вискозу в России, хлопок в Узбекистане. Часть сырья мы покупаем не в волокне, а уже в пряже. Почему? В Узбекистане рабочим платят 20 долларов в месяц, поэтому себестоимость продукции намного ниже. Сначала из этой пряжи мы делаем суровую ткань, а затем так называемый дизайн. Но частично закупаем и суровую ткань (третья стадия обработки) в Китае - это примерно 15 процентов от общего объема производимых нами суровых тканей. Делаем мы это для того, чтобы загрузить мощности отделочного производства, куда нами вложены основные деньги. Дело в том, что в отделке можно получить большую прибыль, чем в прядильном или ткацком производстве. Скажем так, первая прибыль получается при пошиве, так как швейники ближе всех к конечному потребителю, у них больше возможностей для маневров. На втором месте по близости к потребителю отделочные фабрики, такие, как наша. Из одной суровой ткани можно сделать совершенно разную по потребительским свойствам продукцию. К примеру, из одного вида суровой ткани делаем водозащитную, кислотнозащитную, огнезащитную ткани. Причем разница в цене может быть значительной. Мы пошли по пути унификации суровых тканей и разнообразию отделки. Подчеркну, что в любом случае сырье мы будем покупать: часть в волокне, часть в пряже и часть в суровых тканях. Мощности прядильного и ткацкого производства у нас остались на прежнем уровне, в то время как мощность отделочной фабрики мы нарастили. - Какие ткани вы сегодня производите? - Раньше мы выпускали только сорочечную продукцию - в количестве 60 млн метров в год. Сейчас этой ткани выпускаем меньше 1 млн метров. Мы ушли с этого рынка по очень простой причине. Метр нашей сорочечной ткани стоит дороже, чем готовая рубашка из Бангладеша или Индии. Осуществив мониторинг рынка, мы перешли на продукцию совершенно другого ассортимента. Сейчас у нас четыре направления деятельности. Первое - это промтекстиль - ткани для спецодежды со всеми возможными свойствами, от одежды продавцов до защитной ткани для металлургов. Второе направление - ткани для одежды работников силовых структур. Следующее: легкие ткани для внутренних помещений, которые используются как корпоративная спецодежда, медицинские халаты и т. д. Последнее направление - модные костюмные ткани. Артикулов около полусотни, а дизайнов - около 800 видов. - Каковы финансовые показатели вашего предприятия, и в каком направлении оно будет развиваться в ближайшем будущем? - Объем производства немного больше миллиарда. В следующем году планируем выйти на полтора миллиарда выручки, по крайней мере, мощностей хватит, но все зависит от рыночной конъюнктуры. Однако в плане чистой прибыли пока мы работаем по нулям, поскольку всю прибыль вкладываем в модернизацию оборудования и возврат кредитов. Но с 2005 года ожидаем получать прибыль с инвестиционного проекта - модернизации производства. Основное наше дело как было, так и будет - текстильное. Но поскольку мы изучаем рынок готовых изделий, то решили заняться, как сейчас говорят, вертикальной интеграцией. Организовали у себя швейное производство, где работают 260 человек. Недавно мы выиграли тендер на производство 175 тысяч рубашек для военных. С вводом второй очереди швейного производства будем шить женские костюмы, преимущественно на экспорт. - Наверняка на вашем предприятии работают в основном женщины. Какова их средняя зарплата, и являются ли рабочие акционерами 'Чайковского текстиля'? - Действительно, 75 процентов работников - женщины. Средняя зарплата четыре с небольшим тысячи рублей. Для нашего города это ниже среднего, но выше среднего (процентов на тридцать) для предприятий легкой промышленности. 'Чайковский текстиль' - акционерное общество закрытого типа. Более двух тысяч наших акционеров - это рабочие и пенсионеры, бывшие работники предприятия. Есть и крупные акционеры - фирмы, входящие в состав группы компаний 'Чайковский текстиль'. Что можно сказать в заключение? Конечно, сокращения - это плохо, зарплата в 4 тысячи - это мало, закупки суровых тканей в Китае (которые, возможно, будут возрастать) - тоже малоприятный факт. Но такова нынешняя ситуация на рынке текстиля, и упрекать руководство предприятия нет оснований. Напротив, тот факт, что чайковские текстильщики - одни из немногих выживших в России предприятий данного профиля, является доказательством профессионализма специалистов и управленцев. А разве нет? (Илья ВИНОГРАДОВ; Kaпитaл Weekly (приложение к газете Звезда), Пермь). Следующая новость: 07.02.2005 Для шелководов Туркменистана наступила горячая пора Последние новости раздела «Шелк и техноткани»16.08.2021 «Умная» одежда, аксессуары и спецодежда на выставке Techtextil Russia 202109.06.2021 Techtextil Russia 2021 — выставка технического текстиля и нетканых материалов. Сырье, оборудование, продукция 02.07.2020 «Термопол» провел анализ рынка нетканых материалов за апрель-июнь 2020 года 05.05.2020 Денис Мантуров посетил производство нетканого полотна 18.11.2019 12-ая выставка технического текстиля и нетканых материалов Techtextil Russia состоится с 21 по 23 апреля 2020 г. 10.09.2019 Запущен в работу уникальный для России производственный текстильный комплекс: открытие нового красильно-отделочного производства Группы компаний «Чайковский текстиль» Вернуться к разделу Текстильные новости: Шелк и техноткани |
![]() |
![]()
|
||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №77-6480 от 02.09.2002 г. Copyright © Анитэкс 1997-2023
|