Маркетинговые исследования рынков текстиля и легкой промышленности
Новости текстильного и сырьевого рынков: Льноволокно

 
КонтактыЗаказные маркетинговые исследования рынковОбзоры рынка текстиляТекстильный рынок в условиях кризиса. Кризис исследования.Оформить подпискуПроектыОб агентствеОбратная связьТекстиль в Сети
Карта сайта Анализ рынков :: Новости текстиля :: Льноволокно
Телефон: +7 495 507-36-33

Китайская экспансия, отсутствие местного сырья и устаревшее оборудование ставят под сомнение российское льняное лидерство

27.04.2005. В последнее время стало модным обсуждать проблемы текстильной промышленности. Такое впечатление, что однажды утром проснулись и враз подумали об одном и том же члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы и представители региональных законодательных собраний. Как это ни странно, но благодарить за проснувшееся внимание российские текстильщики должны своих главных на сегодняшний день конкурентов - китайцев, которые взяли да вышли, не оглядываясь ни на авторитеты, ни на бренды, в лидеры по поставке текстиля на мировой рынок. Такой прыти от 'отсталой' страны с миллиардным населением, видимо, никто не ожидал. Как не ожидала и корреспондент “СК” Евгения Харитонова, которая попыталась разобраться, как эта прыть сказывается на костромских льноводах и текстильщиках.

'Гуд бай, Америка, о...'

Вторжение Китая проспала не только матушка Россия, а и Англия, и Германия, и Франция, в общем, все признанные мировые текстильные центры, породившие научно-технический прогресс и машинизацию текстильной отрасли. Теперь впереди Китай, Пакистан, Иордания и Турция, те самые страны, которые так высокомерно макроэкономисты называют слаборазвитыми.

На вопрос почему, ответ очень прост: их продукция по качеству не хуже, а цена на порядок ниже. А дешевле, потому что затрат меньше. Генеральный директор льнообъединения имени И.Д. Зворыкина Юрий Фомин рассказал корреспонденту 'СК' о своей недавней поездке в Китай. Так вот, там текстильные предприятия в основном находятся в южных районах страны, то есть где тепло и не требуется дополнительных затрат на обогрев помещений. У нас же доля затрат на топливо и энергию в производстве продукции текстильной и легкой промышленности составляет около 7%.

Вторая причина - дешевая рабочая сила. Доля затрат на оплату труда в себестоимости ткани в новых индустриальных странах (Индия, Турция, Индонезия) составляет 2-3% (от 43 центов до 6 долларов в час). В то же время в развитых странах доля зарплаты достигает 20%. Например, в США и Италии средняя стоимость труда составляет 11$/ч, а в Швейцарии, Дании, Бельгии, Японии и Германии она колеблется в пределах 22 - 27 $/час. Правда, костромских рабочих назвать дорогой силой как-то язык не поворачивается. Средняя заработная плата в легкой промышленности области составляет 4600 рублей в месяц, или около 23 рублей в час (чуть больше 80 центов).

Однако основное условие невысокой цены - желание правительства развивать местное производство. В том же Китае действует многоступенчатая государственная программа поддержки местных производителей, в том числе и льготные кредитование и налогообложение. Приплюсуем все вышесказанное, вот вам и цена - в среднем 82 евроцента за погонный метр. Для сравнения: наши продают погонный метр льняного полотна по 90-95 евроцентов.

А вот что значит затоваривание рынка: на сегодняшний день, по некоторым данным, на складах Италии, Голландии, Бельгии и Франции скопилось более 15 млн п.м льняных тканей, в Турции - более 9 млн.

Снежный ком

В результате спрос на российский, а значит, и на костромской, лен упал. А учитывая, что 90-95% своей продукции костромские льнокомбинаты ориентируют на внешний рынок, удивляться возникшим проблемам не приходится. Яркий пример этого года: льнообъединение имени И.Д. Зворыкина было вынуждено приостановить работу из-за того, что не смогло рассчитываться за потребленную электроэнергию. А денег не было, потому что продукция оказалась невостребованной.

В свою очередь, проблемы текстильщиков не могут не отразиться на работе предприятий других отраслей экономики, например на производителях сырья и, в первую очередь, льна.

Северный шелк - именно так исстари называли костромские льняные полотна. Ими брали дань с населения Верхнего Поволжья татаро-монголы, он пользовался успехом в Бухаре и Самарканде, в Голландии и Англии. Причем стоимость костромского льна всегда была несколько выше, чем изделия любой другой российской губернии. Однако былому величию, похоже, приходит конец.

По данным статистического ежегодника, выпускаемого Костромским областным комитетом государственной статистики, в 1990 году лен-долгунец выращивался почти на 30 тысячах гектаров, а в 2004 году им было засеяно всего 2,8 тысячи гектаров, то есть в 10 раз меньше. За три последних года полностью от посевов льна отказались 7 из 15 районов области, в том числе и Красносельский район, который наряду с Нерехтским издавна был главным льняным районом губернии. Оставшиеся произвели всего 730 тонн льноволокна (и далеко не все отличного качества) при потребности текстильной промышленности области 15-17 тысяч тонн. В результате за прошлый год БКЛМ закупила у местных производителей всего 1,4% необходимого сырья, а льнообъединение имени И.Д. Зворыкина около 25%. Основное же количества сырья (28% и 50% соответственно) льнокомбинаты закупают за рубежом. Правда, это в основном не прямые закупки, а переработка давальческого сырья заказчиков. Что касается местного сырья, то директора и одного, и второго предприятия не раз выражали готовность брать в 10, 30 и даже 100 раз больше льна в области при условии его высокого качества. А пока костромские текстильщики вынуждены закупать сырье в Удмуртии, Новосибирске, Твери, Кирове и в Вологде.

Лен нам не нужен?

В том, что надо сделать, чтобы увеличить количество и улучшить качество сырья, разногласий среди специалистов нет: необходима модернизация всей технологической цепочки - от выращивания льна до производства льноволокна. Споры возникают при определении того, кто за это должен заплатить. Селяне считают, что помочь им может увеличение дотаций из бюджета и инвестиции текстильных предприятий как главных потребителей. Однако областная администрация в лице начальника департамента АПК Тамары Гришиной считает, что повышать дотации не имеет смысла и вообще реальных условий для воссоздания льняного комплекса в области нет. Кстати, дотации из областного бюджета на выращивание льна составили в 2004 году более 10 миллионов рублей. Ждать федеральной помощи также не приходится: государственная программа 'Лен'приказала долго жить.

Однако руки опускают не все. Например, Борис Овсянников, глава администрации г. Нерехта и Нерехтского района, наоборот, считает, что в нашей области можно и нужно выращивать лен, и почва и климат для этого подходящие. Кстати, в этом году хозяйства района увеличат количество площадей подо льном почти в два раза - с 400 до 700 гектаров. Хотя, конечно, считает глава района, выращивание льна надо сочетать с выработкой молока, выращиванием кормов и зерновых. А еще лучше и самим льном заниматься в комплексе: от выращивания и переработки до производства полотна. Тогда это будет выгодно всем, считает Борис Овсянников. Что касается качества тресты, то для ее выработки необходимо импортное оборудование и, конечно, дотации, и льготы, например на электроэнергию и газ.

К сожалению, текстильные предприятия вложить в эту отрасль больших денег не могут: в рыночных условиях им самим едва хватает денег на модернизацию своего производства. Однако местные текстильщики готовы брать костромское волокно, а пока, по словам заместителя генерального директора ООО 'БКЛМ' Виктора Афанасина, те неполные 3 тысячи гектаров, которые засевает льном область, даже при максимальном выходе волокна высокого качества - всего лишь недельная потребность предприятия в сырье.

'Серых' больше

Однако лихорадит не только текстильщиков, но и всю легкую промышленность страны в целом. На то есть несколько причин. И, как это ни печально, первая и самая основная - снижение спроса на отечественные товары на внутреннем рынке. Посмотрите, что мы покупаем: китайский, таиландский ширпотреб, обувь неизвестных производителей, которая в лучшем случае изготавливается на подпольных заводах где-нибудь в Подмосковье (по крайней мере, деньги остаются в России, а не вывозятся за рубеж). Казалось бы, ну и что? А то, что, покупая контрафактную или импортную продукцию совсем не лучшего качества, мы невольно подрываем экономику своей страны. Приведу только несколько цифр годичной давности.

По данным Госкомстата, российские предприятия текстильной и легкой промышленности выпускают 75% всего объема товаров, необходимых россиянам. Однако на внутреннем рынке присутствуют только 20 процентов российских товаров, 25-30% - законный импорт и 50%(!) - товары, либо ввезенные из-за рубежа незаконно, либо изготовленные подпольно. По оценке Центрального банка России, ежегодный объем 'теневого' импорта товаров легкой промышленности составляет около 12,5 млрд долларов.

На эти обвинения любой небогато живущий гражданин (а таких в России большинство) может ответить только одно -покупаю, потому что дешевле, “по карману”. Вот если бы отечественные товары были подешевле... Но как российским производителям конкурировать с импортом по цене, если доподлинно известно, что значительная часть зарубежных товаров идет в Россию, минуя таможню (“челноки” и контрабанда). Если товары не облагаются ни пошлиной, ни налогами.

Вот только несколько цифр. За 10 месяцев 2004 года через крупнейший на границе с Китаем международный автомобильный пункт пропуска “Забайкалье-2” в Россию въехало более 600 тысяч физических лиц. То есть ежедневно примерно 1900 человек перевозили через границу более чем 30 тонн груза, при этом таможенные платежи составили всего полтора(!) рубля на 1 килограмм товара.

Руки вверх?

А может, все бросить и перейти на импорт? Только вот куда деть более 600 тысяч человек, в основном женщин, которые работают на предприятиях легкой и текстильной промышленности России? Что касается Костромы, то только на двух предприятиях города - льнообъединении имени И.Д. Зворыкина и БКЛМ - трудятся более 6 тысяч человек, тоже в основном женщины, за плечами которых семьи, дети. Открытия новых производств в городе что-то не наблюдается, поэтому идти им некуда. Разве что пополнять ряды безработных или “челноков”, чтобы в России еще больше стало “серо”-импортных товаров.

И потом, что России, и Костроме в частности, деньги не нужны? Ведь даже при существующем положении дел отрасль дает стране более 11 млрд рублей в год налоговых платежей в бюджетную систему. Только одно предприятие отрасли - БКЛМ - за прошлый год во все уровни бюджетов перечислило более 60 миллионов рублей. Льнокомбинат имени I И.Д. Зворыкина за два последних года перечислил 230 миллионов рублей в виде налогов. Не думаю, что в нашем постоянно дефицитном областном бюджете эти деньги были лишними.

Минус безопасность

Вот еще несколько цифр, приведенных заместителем начальника департамента промышленности администрации Костромской области на недавних депутатских слушаниях. Доля легкой и текстильной промышленности во внутреннем валовом продукте России за последние 14 лет снизилась в 30(!) раз - с 12% до 0,4%. Для примера: в США доля легкой промышленности составляет 4%, в Германии - 6%, Италии - 12%, Китае - 21%, Португалии - 22%.

По прогнозам ученых, к 2010 году потребность продукции легкой и текстильной промышленности на внутреннем рынке России составит 35-40 млрд рублей в год. Если срочно не изменить государственную политику, не защитить внутренний рынок страны и отечественных производителей от натиска зарубежных купцов, как это делают ведущие страны, эти деньги мирно перетекут в экономику других стран.

Кстати, увеличение доли потребления отечественных товаров - это вопрос не только экономики, но и безопасности России. По мнению экспертов, импорт какой-либо продукции в размере 50% потребности составляет предел безопасности страны. Если смотреть с этой точки зрения на происходящее, то можно сделать вывод, что уже сейчас о какой-либо безопасности государства российского говорить не приходится, потому как, напомню, доля импортного текстиля, одежды, обуви и т.д. в России составляет 75-80 процентов.

Только вот, похоже, государственные чиновники этого еще не осознали. Иначе как расценить тот факт, что в конце марта этого года при рассмотрении условий тендера для силовых структур правительство России посчитало возможным участие в нем иностранных фирм? А учитывая, что второе условие участия в конкурсе - отсутствие задолженности по налогам - и вовсе отсекает большую часть отечественных производителей, о какой-либо государственной поддержке российских предприятий и безопасности страны вообще говорить не приходится.

Информация для размышления

Последний за 2004 год журнал “Текстильная промышленность” приводит интересные данные. За последние шесть лет текстильная промышленность в США потеряла 567 тысяч рабочих мест. За 10 лет каждый третий рабочий в текстильной промышленности лишился работы. Оборудование, во многих случаях новое, было продано по одной десятой его стоимости в другие страны.

Не могу сказать за всю Россию, но, например, в Костромской области в период с 1990 по 2000 год легкая промышленность (в которую входят и текстильные производства) потеряла 11,7 тысячи человек, то есть также практически каждого третьего работника.

Однако есть примеры, когда страны не только не сдают своих позиций под натиском конкурентов, но и, наоборот, наращивают объемы производства. Например, в Бразилии, вопреки всем трудностям, за последние четыре года было создано около 120 тысяч рабочих мест. Только в 2003 году инвестиции в подготовку специалистов, в развитие текстильного машиностроения составили $510 млн, а планируется вкладывать по миллиарду в год. А все потому, что у страны есть цель: увеличить долю бразильского текстиля на мировом рынке с 0,4% до 1 %, увеличив к 2008 году его экспорт до $4 млрд (сейчас $1,3 млрд).

Правда, аппетиты Китая намного выше: 40% мирового рынка текстиля и одежды и экспорт на $65 млрд уже в 2005 году.

Перспектива роста объемов поставок китайского текстиля на мировой рынок беспокоит США, которые угрожают ввести тарифы на импорт из КНР, как того требуют американские производители. Турция также решила ввести квоты с целью ограничить импорт из Китая по 42 категориям товаров. Китай, как член ВТО, потребовал от Турции отказаться от этого шага, обвинив ее в нарушении принципа свободной торговли.

Есть мнение

Виталий Маутин, генеральный директор ООО “Большая Костромская льняная мануфактура”.

На первый план выходит проблема серьезной модернизации производства. Сегодня отечественное машиностроение не выпускает многие виды оборудования, поэтому необходима экономическая и законодательная база для продвижения современной техники ведущих зарубежных фирм в нашу отрасль. И будет крайне своевременно, чтобы наша областная дума поставила перед правительством и Государственной думой следующие вопросы:

1) Необходимо на 3 года отменить ввозные таможенные пошлины и НДС на ввозимое импортное оборудование для текстильной и легкой промышленности, если таковое не производится в России. Сейчас они составляют 5-10 и 18% соответственно.

2) Освободить от налогообложения ту часть прибыли, которая направляется на модернизацию производства.

3) Необходимо добиваться изменения ст. 282 Таможенного кодекса РФ, предусматривающей снижение стоимостного предела для ввоза товаров физическими лицами для личного пользования без уплаты таможенных пошлин и налогов, который в настоящее время составляет 65 тысяч рублей, что равно 2 тысячам евро. Для сравнения, европейские страны и США разрешают ввозить “частникам” товаров на сумму до 500 евродолларов.

4) Нужны законодательные нормы, регулирующие размещение заказов на поставку товаров для государственных нужд. Исключить участие посредников, не имеющих производственных мощностей, и тем более иностранных фирм. Это касается и Костромской областной думы. У нас в Костроме всего два предприятия, которые выпускают постельное и столовое белье, почему бы не закупить нашу продукцию, не организовать конкурс на поставку? Надо поддерживать местных производителей.

Кроме того, я полностью поддерживаю необходимость принятия госпрограммы по развитию льняного комплекса России и увеличения отчислений из бюджета области. (Евгения Харитонова; Средний класс - Кострома, Кострома).

Следующая новость: 17.05.2005 Все, ребята, приехали?

Предыдущая новость: 12.04.2005 Костромская область. На очередных депутатских слушаниях областная программа “Лён” признана неудавшейся

Последние новости раздела «Льноволокно»

06.07.2020 РФ должна вернуть статус мирового лидера по производству льна
17.12.2019 Производители и переработчики льна получат субсидии из бюджета Ивановской области
04.04.2019 Возрождение российского льноводства
31.07.2015 Выпуск льняных тканей одежной группы за четыре года сократился почти вдвое
30.07.2015 Отечественный спрос на льняные ткани для постельного белья обеспечивается за счет собственного производства
29.07.2015 На рынке льняных тканей для столового белья доля импорта не превышает 1%

Вернуться к разделу Текстильные новости: Льноволокно

Для клиентов:
Обзоры рынка текстиля: хлопковое волокно
Обзоры рынка текстиля: химические волокна и нити
Обзоры рынка текстиля: швейные изделия
Обзоры рынка текстиля: льноволокно
Обзоры рынка текстиля: шелк и техноткани
Обзоры рынка текстиля: шерсть и ковры
 
Свободный доступ:
Текстильная торговая площадка «Анитэкс»
Новости текстильного и сырьевого рынков
Московский индекс хлопка (MCI)
 

 
 
Поиск по сайту
Rambler's Top100