Маркетинговые исследования рынков текстиля и легкой промышленности
Новости текстильного и сырьевого рынков: Швейные изделия

 
КонтактыЗаказные маркетинговые исследования рынковОбзоры рынка текстиляТекстильный рынок в условиях кризиса. Кризис исследования.Оформить подпискуПроектыОб агентствеОбратная связьТекстиль в Сети
Карта сайта Анализ рынков :: Новости текстиля :: Швейные изделия
Телефон: +7 495 507-36-33

Украина включилась в процесс кластеризации

28.04.2005. Именно кластеры в последние годы стали ответом производителей во всем мире (особенно в Восточной Европе) на усиление конкуренции. Украина уже тоже включилась в процесс.

В ближайшие несколько лет в Украине будет происходить полномасштабное развитие деловых сетей производственных компаний. Его самыми активными участниками станут те, кто с помощью взаимодополнения и специализации стремится более успешно осваивать новые рынки. Затем, по мнению опрошенных “&” экспертов, деловые сети будут эволюционировать в полноценные кластеры.

При всем многообразии определений кластера общим является то, что таким термином принято называть группу производственных предприятий и непроизводственных организаций, для которых объединение является важным средством усиления индивидуальной конкурентоспособности. В отличие от деловых сетей кластеры охватывают значительно более широкий круг участников: научно-исследовательские институты, образовательные учреждения, бизнес-ассоциации, дистрибьюторские сети. На данный момент кластеризация наиболее характерна для экономик США, Китая, Мексики и стран Евросоюза.

Именно кластеры в последние годы стали ответом производителей во всем мире (особенно, в Восточной Европе) на усиление конкуренции на международных рынках. И сейчас, когда украинское правительство отказывается от поддержки отдельных предприятий и отраслей, отменяя налоговые льготы, убирая барьеры для импорта и повышая транспортные тарифы, декларируя быстрое вступление в ВТО, наши предприятия вынуждены искать новые пути снижения себестоимости продукции и повышения собственной конкурентоспособности. Владимир Мотриченко, сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины в комментарии “&” высказал мнение, что, “отменив налоговые льготы, предоставлявшиеся по отраслевому принципу, правительство фактически подтолкнуло процесс формирования кластеров. Крупные предприятия получили дополнительный стимул отказываться от неэкономичной громоздкой “комбинатной” структуры и налаживать кооперативные связи с малыми и средними фирмами в своем регионе”...

Кластеры и деловые сети позволяют малым и средним фирмам комбинировать малосерийное производство с крупномасштабным подходом. Кластерные структуры позволяют достигать значительных результатов в снижении стоимости транзакций благодаря тому, что фирмы, входящие в кластер, и их поставщики работают рядом и частота их взаимных контактов достаточно высока. В связи с этим затраты, как на переговорный процесс, так и на исполнение контрактных обязательств, могут быть значительно уменьшены.

Кластерный рывок тихого Подолья

Первые ростки кластеров в Украине уже есть. Причем появились они довольно быстро: сама концепция кластерного подхода к экономике окончательно была сформулирована только в начале 1990-х, а уже в 1998 г. в Хмельницкой области стал реализовываться первый отечественный кластер. При этом наиболее известный кластер в Восточной Европе — венгерский автокластер “Западная Паннония” — сформировался только в 2000 г. Конечно, в отличие от “Западной Паннонии”, которая формирует 9% ВВП Венгрии, Хмельницкий кластер пока такими успехами похвастаться не может. Тем не менее благодаря его существованию некогда самая экономически отсталая область Украины уже который год подряд показывает один из самых высоких темпов прироста промышленной продукции...

Как и в большинстве европейских аналогов, координатором первого украинского кластера стала не местная власть, а негосударственная организация — ассоциация “Подiлля Перший”. Состояла она в основном из энтузиастов-бизнесменов, мэров ряда городов, представителей облгосадминистрации, финансовых структур, научно-исследовательских и учебных заведений (в основном Технологического университета Подолья). Создание кластера проходило без привлечения бюджетных средств, но при всесторонней организационной поддержке облгосадминистрации, районных администраций, глав органов городского и сельского самоуправления. В этой ситуации админресурс сыграл ключевую роль в привлечении осторожных и достаточно скептически настроенных подольских бизнесменов к участию в совершенно новой для них модели кооперации. Как рассказал “&” Дмитрий Никитин, главный бухгалтер ассоциации “Подiлля Перший”, “мэры городов лично собирали представителей бизнеса для встреч со специалистами по методике создания кластеров. Их авторитет позволил устранить огромное количество трений, возникавших в первые годы”.

К 2005 г. ассоциация “Подшля Перший” содействовала формированию пяти кластеров; строительного, швейного и пищевого — в Хмельницком, пищевого и туристического — в Каменец-Подольском. Также в области появилась деловая сеть зеленого туризма, созданная на базе нескольких малых предприятий в селе Грыцив Шепетовского района...

“Номер два” в экспорте в Германию

Примером того, как кластеризация может вывести из кризиса целую отрасль, стал опыт подольских швейников. За счет усилий Технологического университета Подолья малые и средние предприятия региона, которые уже отошли от массового производства униформ и приступили к формированию своих модельных линий, объединились в швейный кластер. С его развитием было создано около трех тысяч новых рабочих мест. А благодаря взаимопомощи в разработке дизайна новых видов одежды, обучению и стажировке в аналогичных структурах Польши и Италии, организации и участии в международных выставках участники кластера смогли занять серьезную нишу на рынке одежды Западной Украины. По мнению экспертов Лиги производителей одежды, именно отсутствие у отдельных фабрик возможностей содержать квалифицированных специалистов по внешнеэкономической деятельности, а также оплачивать зарубежные командировки поставило большинство производителей в зависимость от западных заказчиков, которые сами приезжали на место и диктовали условия. Подольский кластер позволил эти трудности преодолеть и создать эффективную систему международного маркетинга.

Еще одной выгодой от кластеризации, по словам Дмитрия Никитина, для швейных фабрик стала возможность брать в лизинг дорогостоящее швейное оборудование. Группа предприятий, чью деятельность поддержали Всемирный банк и USAID, легко справилась с задачей, которая была неподъемной для отдельных фирм. За прошедшие пять лет подольские швейники по всей стране скупили до 60% всего относительно современного оборудования советского легпрома.

О производственных результатах этого кластера можно судить по такому косвенному показателю, как состояние рынка модной одежды на известном всей Украине Хмельницком вещевом рынке. Если в начале 1990-х более 90% продаваемой на нем продукции составляли товары из Польши, Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, то теперь — более 75% продаваемых изделий изготовлены уже на предприятиях подольского кластера. Как отметили “&” в ассоциации “Подiлля Перший”, хмельниччане с особым удовольствием отметили высказывание Виктора Пинзеника о том, что второй крупнейшей статьей импорта Германии из Украины (после энергоносителей) является одежда, большая часть которой шьется в Хмельницкой области...

В целом эксперты Совета по изучению производственных сил ПАН Украины считают, что хотя кластеризация подобна физическому явлению кристаллизации, которое требует крупного ядра, в создании кластеров наиболее активно участвуют именно предприятия малого и среднего бизнеса. Поэтому наибольших успехов данный процесс достиг в таких областях, как строительство, легкая промышленность и туризм. Опыт стран Западной и Центральной Европы показывает, что следующими секторами кластерного строительства в Украине станут автопром и IТ-индустрия. (Олег Волошин; Компаньон, Киев).

Следующая новость: 14.05.2005 Готова ли Россия к вступлению в ВТО

Предыдущая новость: 04.04.2005 Что делать с отечественной легкой промышленностью?

Последние новости раздела «Швейные изделия»

10.12.2017 Слишком много денег
05.10.2017 В первые семь месяцев рост экспорта текстиля и одежды через КПП Хоргос вырос на 34,5 проц.
12.07.2017 Объем рынка постельного белья в России в 2016 году уменьшился до 91 тыс. тонн, что меньше показателей 2015 года на 3,7%
12.07.2017 Союзлегпром организовал совещание торговых сетей и производителей домашнего текстиля
18.01.2017 Messe Frankfurt и Союзлегпром заключили Соглашение о международном сотрудничестве на ведущей отраслевой выставке Heimtextil 2017
29.07.2016 В 2015 году объем видимого потребления постельного белья в натуральном выражении сократился на 40% по сравнению с 2014 годом

Вернуться к разделу Текстильные новости: Швейные изделия

Для клиентов:
Обзоры рынка текстиля: хлопковое волокно
Обзоры рынка текстиля: химические волокна и нити
Обзоры рынка текстиля: швейные изделия
Обзоры рынка текстиля: льноволокно
Обзоры рынка текстиля: шелк и техноткани
Обзоры рынка текстиля: шерсть и ковры
 
Свободный доступ:
Текстильная торговая площадка «Анитэкс»
Новости текстильного и сырьевого рынков
Московский индекс хлопка (MCI)
 

 
 
Поиск по сайту
Rambler's Top100