|
|
![]() ![]() |
|||||||||||||||||||||||||
|
Союзлегпром организовал совещание торговых сетей и производителей домашнего текстиля12.07.2017. В ТПП прошло совместное совещание с участием крупнейших компаний-производителей легпрома и ведущих торговых сетей. Доступность торговых сетей для российских производителей домашнего текстиля и других товаров легпрома, ориентация первых на расширение ассортимента этой продукции, уточнение критериев для предоставления преференций отечественным товаропроизводителям – эти и ряд других вопросов обсудили участники прошедшего 11 июля т.г. в Торгово-промышленной Палате РФ совместного совещания «Российский домашний текстиль в торговых сетях. Проблемы и перспективы». Обсуждение состоялось в рамках подготовки предстоящего в конце августа т.г. правительственного совещания участием Президента РФ Владимира Путина, по вопросам развития отечественной легкой промышленности. Союзлегпрому поручено подготовить, для рассмотрения конкретные предложения, в том числе по данной проблематике. Немного забегая вперед, отметим, что, как отмечалось представителями ритейла, «сводная» позиция этого сегмента рынка сводится к тому, что товарный ассортимент в сетях диктуется спросом и, соответственно, потребителем. Потому меры по регулированию сетевого ассортимента будут искажать конкуренцию и де-факто «навязывать» предложение. Как отметил в своем выступлении президент Союзлегпрома, член Общественной палаты РФ Андрей Разбродин, «цепочка производителей легкой промышленности и ритейла должна быть единой, взаимоувязанной и опираться на совместное комплексное развитие. Тем временем, Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности – первый из профильных союзов непродовольственных отраслей - подписал с сетями «Кодекс добросовестных практик», нацеленный на решение упомянутых задач». Однако, по мнению А.Разбродина, в плане развития партнерства сетей с отечественными товаропроизводителями, «сохраняются существенные диспропорции в сфере торговых преференций для продовольственных и непродовольственных товаров – подчеркну, в пользу первых. Это обусловлено, прежде всего, действием в РФ эмбарго в отношении продовольствия из стран Запада и, параллельно, стимулированием со стороны государства продовольственного импортозамещения. Но эти диспропорции тормозят насыщение сетей товарами российского легпрома». Более активное, причем прямое взаимодействие предприятий и сетей – в поле зрения Общественной Палаты РФ. По этой проблематике в рамках ОП РФ уже функционирует «горячая линия». Этими вопросами озадачена и вновь образованная Комиссия Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, где Андрей Разбродин является заместителем председателя. Ирина Иванова, замдиректора Департамента развития внутренней торговли, легпрома и легализации оборота продукции Минпромторга РФ в своем выступлении отметила возрастающее влияние фактора перепроизводства многих видов продукции легкой промышленности. Это, оставаясь общемировой тенденцией, характерно и для сектора домашнего текстиля. А в такой ситуации «растет конкуренция за потребителя, причем приоритетными конкурентными факторами становятся вопросы ценообразования и условия поставок продукции». При этом И. Иванова подчеркнула все более важную роль Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в продвижении российской текстильной продукции широкого ассортимента, отметив быстрорастущую долю российского домашнего текстиля в торговых сетях: ныне она достигает минимум 60%. Между тем, по мнению И.Ивановой и других участников совещания, пока не преодолен информационный вакуум во взаимоотношениях отечественных производителей и ритейла. Этот фактор существенно затрудняет расширение сетевого ассортимента практически всех товаров российского легпрома. Что, в свою очередь, диссонирует с поручением В.Путина об увеличении в сетях доли отечественной продукции. Применительно же к конкретной подотрасли, - для формирования реальной информбазы по отечественному домашнему текстилю, «под эгидой Минпромторга РФ – уточнила И.Иванова, - в субъектах Федерации недавно был проведен опрос с целью уточнения информации по предприятиям данного профиля. Эта информация позволяет создать полноценный реестр предприятий данной подотрасли». Замдиректора АКОРТ Владимир Ионкин отметил настроенность ритейла на конструктивный диалог с производителями. В то же время, по оценке В. Ионкина, «именно покупатель диктует спрос и, стало быть, предложение. Потому не все в ассортиментном «наполнении» сетей зависит непосредственно от них». Но одновременно проявляется тенденция «заурегулированности» этих вопросов, что проистекает из недавних поправок в федеральный закон «О торговле», усиливающих госрегулирование в сфере ритейла. Эти тренды могут негативно сказываться на товарной конкуренции, сужая ее масштабы». Тому же косвенно может способствовать «предстоящее очередное реформирование контрольно-надзорной системы на потребительском рынке». Борис Юдин, глава Комиссии Союзлегпрома по применению Кодекса добросовестных практик, гендиректор ООО «Торговый Дом ДАРГЕЗ» в своем выступлении заострил внимание на правовых и экономических вопросах продвижения отечественной продукции. По его оценке, «сетевая торговля, в сравнении с легпромом, – впереди по темпам развития и диверсификации. Такая диспропорция негативно сказывается и в сфере товарного импортозамещения». Кроме того, возникает немало проблем и в юридическом секторе взаимоотношений ритейла и с товаропроизводителями. Много «расплывчатости, отсутствия конкретики» с определением Кода поставщика, с условиями договоров по поставкам. Вдобавок, формулировки статей этих договоров можно «трактовать в любых вариантах», причем, в большинстве своем, - «в пользу ритейла». По мнению Б.Юдина, «целесообразно проработать типовой договор с типовыми условиями сотрудничества продуцентов с сетями». Плюс к тому, сохраняются проблемы четкого соблюдения договоров обеими сторонами, что, по словам Б.Юдина проистекает из «нечеткости самих договоров». А со многими российскими поставщиками «сетям весьма сложно работать ввиду «рассредоточенности поставочной/отгрузочной инфраструктуры, что, впрочем, имеет место и в системе ритейла». Вероятно, это делается и для того, чтобы затруднить определение конкретного виновника-нарушителя договорных условий. Потому зачастую трудно (если вообще возможно) установить конкретного производителя, поставщика, сетевого потребителя». И, соответственно, «ответчика-адресата по штрафным санкциям». Как полагает Б.Юдин, востребовано создание совместной рабочей группы поставщиков и ритейлеров, чтобы решать упомянутые и смежные вопросы. Обозначилась также проблема «передачи закупочной деятельности со стороны сетей их зарубежным управляющим центрам. Так, это направление вс&1104; активнее развивает сеть АШАН». Этот тренд, как считает Б.Юдин, могут перенять другие крупные сети, а, следовательно, возникнет более широкий канал для проникновения на российский рынок реэкспорта и, в целом, импорта. В то же время, такой тренд может ускорить продвижение на экспорт домашнего текстиля и других товаров российского легпрома. Анна Богаделина, гендиректор ОАО «Шуйские ситцы» (Ивановская область), глава комитета Союзлегпрома по домашнему текстилю, высказала свои оценки вышеупомянутых вопросов. В целом, они совпадали с мнениями представителей компаний отрасли, участвовавших в совещании. А. Богаделина подчеркнула, что для успешного продвижения в сети товаров российского легпрома «требуется, прежде всего, максимальное соответствии цены и качества. А сетям целесообразно формировать подробные технические задания для поставщиков домашнего текстиля и других продуктов отрасли. В этой связи, требуется радикально улучшить информационное взаимодействие производителей с ритейлом. Актуальным остается также усиление ответственности производителей и поставщиков перед сетями, особенно по качественным параметрам продукции, отраженным в соответствующих договорах». В этой связи, возникает вопрос объективной лабораторной оценки качества продукции, однако «подавляющее большинство таких лабораторий имеется в дальнем зарубежье», точнее в странах-экспортерах текстильной продукции в РФ. Но, «с учетом географии этих лабораторий, - всегда ли объективны проводимые ими исследования?» Представители ритейла были, в буквальном смысле, немногословны на состоявшемся обсуждении. Главный, если не единственный их «посыл» состоял в том, что планы регулировать товарный ассортимент сетей с акцентом на российскую продукцию, вкупе с «эталонными» договорами и их условиями, вредят конкуренции. Ибо стержневой фактор ассортимент – реальный платежеспособный спрос потребителей. Тем более в контексте растущего перепроизводства текстильной продукции в общемировом и российском легпроме. Подводя итоги обсуждения, Андрей Разбродин обратил внимание и на такой фактор, как формирование подробных обзоров развития отрасли в РФ и за рубежом. Нередко эти обзоры, тиражируемые в стране, «скалькированы» с зарубежных и потому «слабо приспособлены к информационно-аналитическим запросам российских производителей, поставщиков, ритейлеров, да и потребителей товаров легпрома». Отраслевые/межотраслевые обзоры должны быть адаптированы к российской аудитории, как и к особенностям внутреннего текстильного рынка. Эта работа «должна быть комплексной, системной». К ней, как отметили А. Разбродин и другие участники совещания, нужно подключить ТПП РФ и Общественную палату. Отметил глава Союзлегпрома и проблематику договоров с ритейлом. «Если обратиться к примеру Западной Европы, - уточнил А.Разбродин, - там объем типовых договоров - максимум 3 страницы. Но в них предельно четко прописаны конкретные производители, поставщики, условия по ценам, качеству, графику поставок продукции. Условия эти не подлежат каким-либо корректировкам без веских форс-мажорных причин, а несоблюдение договорных условий влечет за собой сверхжесткие штрафные и другие санкции». Что же касается уровня импортозамещения на внутриотраслевом рынке, то, по мнению А. Разбродина, оптимальным можно считать, как показывает практика многих стран, уровень примерно в 35%. Причем эта планка «не может быть статичной, с учетом трендов спроса-предложения и реальных возможностей по импортозамещению в текстильном ассортименте». По итогам совещания участниками выдвинуто предложение провести следующее обсуждение вопросов взаимодействия отрасли с ритейлом на площадке и с активным участием Минпромторга РФ. СПРАВКА Объем рынка основной продукции в ассортименте домашнего текстиля - постельного белья в России в 2016 году сократился на 3,7% по сравнению с 2015 годом. В июне 2017 года член Союзлегпрома - Агентство «Анитэкс» - завершило актуализацию маркетингового исследования российского рынка постельного белья по итогам 2016 года. В минувшем году объем рынка КПБ в России уменьшился на 3,7% в натуральном выражении за счет сокращения импорта и составил 91,2 тыс. тонн. В 2015 году снижение составило 43,8% по сравнению с 2014 годом. Такая тенденция объясняется сохраняющейся на рынке неблагоприятной экономической ситуацией и ухудшением покупательской способности населения. В последние два года меняется соотношение ценовых сегментов: растет сегмент эконом за счет уменьшения средне- и высокоценового. Тем не менее, производство КПБ, впервые за последние 3 года, выросло. Доля импорта в структуре потребления постельного белья в 2016 г. экспертами Агентства «Анитэкс» оценивается в 16,3%, тогда как в 2014 году каждый второй комплект был иностранного производства. Основными поставщиками постельного белья в Россию остаются Китай (с большим отрывом от других стран), Беларусь, Пакистан, Бангладеш и Индия. По сравнению с 2015 годом поставки из Китая сократились в 1,6 раза, из Пакистана и Бангладеш – в 1,2, из Турции – в 12,2. В то время как импорт из Белоруссии вырос в 3,5 раза. Выдержки из исследования: Объем неучтенного производства постельного белья в России в 2,1 раза превышает официальный выпуск. «Зеркальное сопоставление» внешнеторговых данных, проводимое «Анитэкс» в течение ряда лет, показало: объемы импорта по данным китайской статистики превосходят объемы, учтенные ФТС России: в 2012-2016 гг. это расхождение составило два и более раз (!). В натуральном выражении наибольшая разница отмечена в 2014 году: свыше 37 тыс. тонн. За рубеж направляется не только отечественная продукция, но и произведенная в других странах и ранее ввезенная в Россию. Т.е., фактически – это реэкспорт. В целом, экспорт не оказывает существенного влияния на баланс рынка. При этом отечественный рынок постельного белья находится в состоянии насыщения, о чем говорит наличие существенных объемов переходящих остатков на конец каждого календарного года. (Пресс-центр Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности) Следующая новость: 12.07.2017 Объем рынка постельного белья в России в 2016 году уменьшился до 91 тыс. тонн, что меньше показателей 2015 года на 3,7% Последние новости раздела «Швейные изделия»06.30.2020 Александр Шумский: «У маленьких марок вдруг появились возможности, сопоставимые с большими брендами»11.09.2019 СОЮЗЛЕГПРОМ представил новые отраслевые аналитические продукты 16.04.2019 Агентство «Анитэкс»: объем рынка постельного белья в России в 2018 году составил около 70 млн комплектов 03.12.2018 Всероссийский форум легкой промышленности погиб в Иванове 10.12.2017 Слишком много денег 05.10.2017 В первые семь месяцев рост экспорта текстиля и одежды через КПП Хоргос вырос на 34,5 проц. Вернуться к разделу Текстильные новости: Швейные изделия |
![]() |
![]()
|
||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №77-6480 от 02.09.2002 г. Copyright © Анитэкс 1997-2023
|